История сельского поселения Ключевский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан

Администрация Сельского поселения Ключевский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан образована 18 февраля 1918 года, в ее состав входят три населенных пункта: с.Ключи, д. Кучаново, д.Степановка административным центром администрации сельского поселения является с.Ключи. Расстояние до г.Уфы - 206 км. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Щучье Озеро – 60 км. Расстояние до административного центра муниципального района Аскинский район с.Аскино - 25 км. Площадь территории   Сельского поселения – 161 км2 , Численность населения по переписи 2002 года составляет 604 человека.

Село Ключи 

История села, Ключи уходит в далекую древность, деревня была создана на реке Ар, вокруг стояли непроходимые леса, которые в последствии вырубались, создавались пашни. Вокруг было очень много родников отсюда и название села. Первыми поселенцами были русские выходцы из Кунгурской волости Пермской губернии. Основатели поселения были Ковины. Государственные крестьяне из пермской губернии по договору с башкирами Кыр – Таныпской   волости от 10 июля 1795 года обосновались в деревне Ключи сроком на 100 лет за 500 рублей. В 1806 году часть крестьян приобрела землю в собственность. В 1826 году здесь было уже зарегистрировано126 дворов, где проживало 744 человека. В 1870 году взято на учет 886 человек и 207 дворов. В 1920 зарегистрировано 258 дворов 1224 человека. Улицы были длинные и имели свои названия: Мутыгановка, Тураевка, Шулаевка, Кабацкая, Нижняя, Николаевка, Новая и другие.Посреди деревни был огромный веселый базар. Ключевский базар имел, богатые традиции на базарной площади собирались тысячи жителей близ лежащих деревень. Базар большое, красочное зрелище люди приезжающие и приходящие на базар в большинстве своем одеты нарядно как на праздник. Телеги нагружены товаром, все хотят, что - то купить или выгодно продать. Все двигаются, волнуются, шумят, кричат. Чего только не увидишь в продаже: домашняя живность, посуда, детские саночки, деревянные ложки веретена – в общем, все то без чего человек не может обойтись в своей повседневной жизни. Базар – это не только торговля, но и новые знакомства общение с родственниками друзьями, приятелями. Базар – это веселье праздник души. Обычно базарный день проводился раз в неделю - в четверг.  

В ходе гражданской войны родовая фамилия Ковиных раскололась, кто то воевал за красных, кто то за белых. Так же ни территории Ключей находилась церковь, при ней была открыта церковно-приходская школа, здание этой школы существует, и посей день. В разрушенной перед войной церкви после войны   открыли клуб и избу читальню в этом здании они находились до 1987 года. В 1987 году было построено новое здание Дома культуры.   В1929 году образовался колхоз под названием «Сеятель», так он назывался вплоть до 1958 года, а уже потом его переименовали в колхоз им. XVIII партсъезда. С марта 2000 года сельскохозяйственный производственный кооператив, с 2002 года колхоз им.XVIII партсъезда преобразован в КФХ «Миндияров».

С 1958 года к колхозу им. XVIII партсъезда присоединилась деревня Кучаново которая до этого времени входила в состав колхоза «Сигнал» Арбашевского сельсовета.Первым председателем колхоза был человек по фамилии Кайда, позднее председателями работали Мальгин Сергей, Кокшаров Владимир, Осипов Петр Николаевич, Распономарев С.В., Шумков А.Е. В 1958 году председателем колхоза был избран Никитин Владимир Максимович он проработал до февраля 1970 года за это время колхоз получил знамя РК КПСС и РК ВЛКСМ на вечное хранение. Никитин В.М. награжден орденом трудового Красного Знамени.С марта 1970 года до октября 1976 года – Гималдинов Ф.А., 1976 по 1978 год – Фарахов К. , после него до октября 1982 года работал Султанов Шарифгали Исламович, до 1984 года - Кононыхин Н.А. с июля 1984 до марта 1993 года – Ахматдинов Н.М. С марта 1993 по март 2000 года – Шаймуллин Х.Х. с марта 2002 по декабрь 2005 Никитина К.Л.  Колхоз славился своими тружениками: Журавлева Зоя Алексеевна награждена Орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета» заведующий конетоварной фермы   колхоза им. XVIII партсъезда орденом Ленина, председатель колхоза им. XVIII партсъезда Орденом Трудового Красного Знамени Ефимовских Дарья Федоровна была участницей слета на ВДНХ в 1933 году за хорошие успехи в свиноводстве. Люди отличались трудолюбием, колхоз насчитывал 3726 га пашни, 1300 голов скота 110 лошадей 500 голов свиней были птицеферма и овцеферма в 1970 – 1980 годы колхоз достиг наибольшего рассвета в области земледелия и животноводства было получено 35- 36 центнеров зерна было продано государству до 8 тысяч центнеров молока и 1300 центнеров мяса. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 100 человек из них 75 человек не вернулись из боя. Среди уходивших нам фронт была одна женщина Доричева Ольга Александровна 1923 года рождения. 

 В селе Ключи живет единственный баснописец района Алексей Петрович Рудаков о его творчестве и стихах в нашей библиотеке есть папка под названием «Жить, сквозь годы мчась» ему подчиняется и лирика, и юмор, и сатира. Многие годы своей жизни Алексей Петрович посвятил воспитанию детей, он работал директором школы в селе Ключи. Алексей Петрович человек очень интересный, всесторонне развитый, с ним приятно и легко общаться. Он любим детьми, коллегами, односельчанами. Два поколения ключевцев и десятки уехавших из села являются его выпускниками и помнят его как талантливого, умного , интересного учителя, давшего глубокие знания по предмету, сумевшего заинтересовать любого ученика своими рассказами. Так же надо отметить что его жизнь не обошли стороной сталинские репрессии, годы военного лихолетья, тяжелые послевоенные 50-е … 

 Есть такие, кто еще не известен своим землякам достижениями на поэтическом поприще и в сфере производства, но живущие вдохновенно памятью о родной стороне. К одному из таких относиться и уроженец села Ключи Михаил Ковин проживающий ныне в городе Нефтекамске. Несмотря на то, что его возраст приближается к седьмому десятку, он бодр и жизнерадостен, есть среди его творений песни и проза, стихи и басни. Так как детство его совпало с годами Великой Отечественной Войны, то ее тема тоже близка поэту.

Деревня Степановка 

К сожалению, никто не помнит точную дату образования деревни Степановка. Называют примерно 1730 год. Вот, что рассказывают об ее заселении люди старшего поколения. Когда - то на месте нашей деревни стоя густой и дремучий лес. Первым поселенцем был уроженец села Ключи, он выбрал место на берегу озера. Расчищая место под жилье, он из вырубленного леса построил себе дом и все, необходимые для проживания постройки. Ему помогали его друзья. Некоторые в последствии поняв выгоду стали строиться рядом. Так вокруг озера появились новые дома и стала образовываться деревня, а назвали ее по первому поселенцу – Степановка. Позднее у другого озера, севернее первого, поселился другой человек скорее всего беглый старовер Давыд, поэтому другой конец нашей деревни иногда называют Давыдовкой. Постепенно две окраины слились в одну, почти прямую улицу. Как говориться в стихотворении поэта из с.Ключи Алексея Петровича Рудакова о деревне Степановка: «Деревня в одну улочку   образовалась». Раньше деревни назывались хуторами, недалеко от Степановки были хутора – Рыбье Озеро и Каменный Ключ. После Великой отечественной войны жители этих хуторов переехали в Степановку.

Деревня Кучаново

На севере Башкирии население было малочисленным, поэтому оставалось много неосвоенных земель, богатых лесом, ягодами, дичью в озерах было много рыбы. По указу правительства переселенцы с других мест были обязаны заключить с башкирами договор, о владении землей. По такому договору с башкирами от 1 ноября 1718 года возникло поселение Кучаново, оно считалось мишарским и входило в Байкибашевскую волость. Народ переселился из деревни «Деуш» Карайдельского района оттуда идет и название деревни «Кучан» если перевести слово на русский язык –«переселюсь». Места были покрыты лесами, было два озера, одно большое другое маленькое. Они были богаты рыбой. Из большого озера люди брали воду пить, а в маленьком озере купались, стирали.  В основном народ занимался земледелием, скотоводством, пчеловодством. Труд земледельца был тяжелым, приходилось отвоевывать землю у леса корчевать пни. Труд крестьян повсеместно был ручной. Вплоть до начала XX века землю пахали деревянной сохой, зерно сеяли вручную, урожай жали серпом, молотили тяжелой цепью. Каждая семья владела землей, сеяли рожь, пшеницу, горох, овес, гречу, просо, выращивали лен, занимались и животноводством в некоторых хозяйствах были лошади, они считались сильными хозяйствами, в этих хозяйствах были свои амбары, склады для зерна также были коровы, птица и пчелы. Из продукции, которую получали часть, платили в налог башкирам за землю по договору. Со временем эти хозяйства объединились, образовалось одно коллективное хозяйство, которое назвали колхоз «Сигнал» его председателями были Гареев Султан, Исламов Исламгали. Народ был трудолюбивым, не ленился. Открылись фермы: коров, овец, кроликов, и был небольшой курятник. Передовой дояркой на ферме работала Хажиахметова Г.А. До войны в деревне было две бригады, бригадирами были в первой бригаде человек по имени Нурзыя, во второй бригаде Ахматзыя. С одного гектара земли брали по 18 центнеров зерна. Так же в деревне была своя кузница работал там Гильмияров Шамсуар, Кучавново было богато мастерами одним из них был Фатхутдинов Садретдин он даже имел свою мастерскую. В 1958 году деревня присоединилась к колхозу имени 18 партсъезда. Одежду шили из домотканого холста обувью служили лапти, люди побогаче носили зимой тулупы и валенки. Из овечьей шерсти вырабатывали сукно, из которого шили зипуны. Дома строились из дерева, чуланы из досок. Крыши были соломенные, что приводило к частым пожарам, когда появились ручные пилы, люди, научились делать доски и крыши стали покрывать досками. Мебели кроме стола и скамеек и деревянной койки не было. В деревне была мечеть, муллой был Баширов Ханиф который приехал из Балтачевского района. Народ не знал грамоты, своего алфавита не было. Книги написанные на арабском языке могли читать только мулла и его проучившиеся   в медресе шакирды. В настоящее время если население разделить, то получиться 7 родословных групп. Это родословная : Нурмухаметовых , Нургалиевых, Хамидуллиных, Ахмадуллиных, Сагадиевых, Ахмадияровых и Гильмияровых. Предки вот этих родов и были первыми жителями Кучаново. В сознании народа, привычках, обычаях большое место занимала религия – ислам, мужчины по пятницам ходили в мечеть читали намаз. Вера почитание Бога имели свои положительные стороны люди старались ходить опрятные, чистыми, ежедневно совершали омовение, еженедельно ходить в баню их учили не воровать, не пить, не курить, почитать и уважать старших, зарабатывать себе на жизнь честным трудом не лениться, были среди них конечно и лентяи которые предпочитали жить на милостыню. Накопившиеся злободневные вопросы деревенский народ решал на общих сходах, например, выносили общественное порицание тому кто преступил закон, избирали старост. Старостой долгое время был Султанов Исламгале. В 1936 году мечеть в деревне закрыли и в этом здании открыли школу.